|
03.10.05
GPS в России: в мудрость Фрадкова уже никто не верит.
Источник: Россия-он-Лайн
По информации CNews, 29 сентября на заседании правительства будет рассмотрен вопрос о повышении эффективности геодезической и картографической деятельности в РФ. Российские эксперты в области GPS, дистанционного зондирования Земли и картографии с ужасом ждут его результатов, предпринимая при этом все возможное для торжества здравомыслия.
На заседании правительства 29 сентября планируется рассмотреть вопрос "О повышении эффективности геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации". От его результатов зависит, посмотрит ли правительство в глаза реалиям сегодняшнего дня или же географическое одичание страны будет идти и дальше прогрессирующими темпами.
Профессиональное сообщество рассматривает данное заседание правительства как последний шанс продемонстрировать, что его представление о будущем страны не ограничивается туманной перспективой 2008 года. ГИС-Ассоциация России направила в адрес правительства обращение, в котором обращает внимание на крайнюю важность обсуждаемого вопроса и предлагает пригласить на заседание президента ассоциации Сергея Миллера. В письме подчеркивается, в частности, крайняя необходимость пересмотра в целом концепции обеспечения страны геодезическими и картографическими материалами - ситуацию в этой области иначе как катастрофической не назовешь.
Бессмысленный и наносящий огромный ущерб государству запрет на использование современных цифровых технологий для мгновенного определения местоположения в пространстве и отображения картографической информации гражданами страны - лишь верхушка айсберга проблем, накопившихся в этой области. В стране по-прежнему существует абсолютно не соответствующая реалиям сегодняшнего дня система создания, обработки, хранения, распространения и использования геопространственной информации. В мутной воде многие не прочь половить рыбку - ситуация с отловом в интернете компаний, размещающих схемы проезда к собственным офисам, и взимание с них весьма существенных штрафов все больше напоминает "охоту на ведьм".
По мнению ГИС-Ассоциации, основными причинами катастрофического положения дел в области информации географического характера являются, в первую очередь, незаинтересованность Роскартографии в развитии рынка геоинформатики, существование утративших в новых условиях смысл и ритуально воспроизводимых ограничений режимного характера. Ситуацию отягощает сложившаяся практика распространения авторских и имущественных прав на государственные топографические карты и планы, а также монопольное положение предприятий Роскартографии в секторе производства государственных топографических карт и планов.
Согласно Федеральному закону "О геодезии и картографии", карты создаются за счет бюджета, но при этом безо всяких намеков на реальную конкуренцию исполнителей - практически абсолютным монополистом являются предприятия Роскартографии. Это, в сочетании с нехваткой бюджетных средств и характерным отсутствием координации, не позволяет своевременно актуализировать материалы и накапливать их в Федеральном картографо-геодезическом фонде. В результате "КПД" не превышает 5%.
По оценке ГИС-Ассоциации, реализация сделанных ею предложений при затратах около 1 млрд. руб. принесет гарантированный годовой доход не менее 6,8 млрд. руб. Здесь речь идет лишь о прямых поступлениях в бюджет РФ - объем же рынка, по оценке Сергея Миллера, возрастет в первый же год как минимум в три раза - с нынешних $700 млн. до $2 млрд. Отказ же от принятия неотложных мер, как показывает горький опыт российских ВВС, наносит стране страшный ущерб.
15 сентября 2005 года в небе Литвы заблудился, а затем разбился истребитель Су-27 российских ВВС, летевший совсем в иную страну. Российский пилот, повторяющий подвиг Ивана Сусанина в небе сопредельного государства, становится характерным героем нашего времени. История с залетевшим Су-27 закончилась относительно счастливо, если не считать огромного материального, политического и морального ущерба, нанесенного России, - пилота помогла найти его жена, с которой он связался после катапультирования по предусмотрительно взятому с собой в полет мобильнику с международным роумингом - но везет не всем и не всегда. 4 сентября этого года в Хабаровском крае исчез самолет Ан-2, на борту которого находились пассажир и экипаж из двух человек. Найти самолет удалось только две недели спустя, 16 сентября, - как оказалось, он потерпел катастрофу всего в 19 км от места взлета. Ранее в этом году в стране бесследно сгинул посадочный аппарат разведспутника серии "Кобальт", совершивший посадку не где-нибудь, а в заданном районе на территории Оренбургской области. Еще ранее прямо на полигоне на Камчатке специалисты так и не смогли отыскать разыскивавшийся целый год уникальный аппарат с экспериментальной надувной системой мягкой посадки.
Все эти вопиющие факты прямо или косвенно вызваны абсолютно неудовлетворительной ситуацией с картографическим и навигационным обеспечением, сложившейся в России. Очевидно неприглядная картина и бросающееся в глаза непонимание характера угроз стране ведет к тому, что предпринимаемые в целях защиты страны меры наносят ей куда больший ущерб, демонстрируя неадекватность проводимой по инерции политики в области защиты географической информации. Ситуация требует немедленного принятия простых, очевидных и абсолютно неотложных мер и стала до того вопиющей, что "бунт" подняли сами министры - трое из них обратились с письмом напрямую к Путину, указывая, что из-за немыслимого законодательства страна, в частности, неспособна осуществлять взятые ею же на себя обязательства по международным договорам.
"Обстановка с картографическими данными сегодня, к сожалению, близка к трагической, - заявил CNews эксперт в области данных дистанционного зондирования, руководитель компании "СканЭкс" Владимир Гершензон. - Давно построены мосты и дороги, по которым мы ездим, но их абсолютно бесполезно искать даже в самых последних официальных изданиях карт. Действуют запретительные меры по точности определения местоположения, разрешению космических снимков, которые ежедневно может нарушить любой любознательный подросток, заглянувший в интернет или купивший в магазине часы или телефон со встроенным GPS и т.п".
"Десятилетиями не работает отечественная система навигации ГЛОНАСС, о данных дистанционного зондирования и говорить нечего: При этом деньги тратятся исправно, но их почему-то все время не хватает. Такое положение может устраивать только некомпетентных и/или недобросовестных бюрократов, а также конкурентов. Но такое положение вещей никак не может устраивать граждан, которые хотят иметь реальное представление об окружающей их действительности. У проблемы есть простые, очевидные и проверенные решения: использовать режим секретности по назначению, а не для того, чтобы уходить от ответственности и современных реалий; внедрять по возможности не готовые решения западного образца, а на базе соответствующего "сырья" строить свои информационные процессы и технологии, с одной стороны, понятные и доступные цивилизованному миру, с другой - гражданам собственной страны. Примеры использования современных технологий поражают воображение: с некоторыми из них можно будет ознакомиться на конференции "Земля из космоса - наиболее эффективные решения", которая пройдет в Ватутинках, под Москвой, с 30 ноября по 2 декабря этого года".
|
|